10 июля 1905 года, несмотря на тяжелое финансовое положение России, царь издал указ о строительстве железной дороги направления Пермь-Екатеринбург через Кунгур. Осенью того же года началась подготовка к работам, а весной 1906 года широким фронтом развернулась укладка земляного полотна.
С 1-го ноября началось временное, а с 6 декабря постоянное движение по железной дороге Пермь-Кунгур-Екатеринбург. (С.В.Николаев «Кунгур» Пермское книжное издательство 1958 года).
Вся станция Ергач строилась с 1907 по 1910гг, т.е. 3 года.
Всего на строительстве дороги работало несколько тысяч человек. В основном, это были рабочие и крестьяне из окрестных деревень. Строили дорогу два подрядчика с 4-х сторон: от Перми и от Кунгура, от Шали и от Екатеринбурга.
Все работы на строительстве выполнялись вручную. Орудием труда являлись кирка, лопата и тачка. Рабочие нагружали землю, глину и камни и на тачках увозили за несколько сот метров. Работали под присмотром десятников с утра до позднего вечера, а за работу получали так мало денег, что могли купить себе только краюху хлеба. Жили рабочие в полусырых подвалах, где освещением служила керосиновая лампа. Иногда ложились спать прямо в одежде, так как от усталости не могли снять ее. А утром в 6 часов вставали и опять работали до самого позднего вечера. Для того, чтобы построить дорогу, рабочие осушали болота, сравнивали овраги. Местность здесь была болотистая: росла клюква, черника, земляника и другие ягоды.
В 1908 году на месте бывшего непроходимого болота построили здание вокзала, два жилых дома и бак для воды.
Строили все это под руководством десятника Садык Константина Ивановича. При постройке станцию называли сначала Белая гора, но когда построили, то стали называть Ергач по названию речки Ергач, которая сейчас протекает по деревне Ергач.
В 1911 году состоялось открытие станции. На станцию на паровозе, разукрашенном цветами и еловыми ветками, прибыли 2 подрядчика, первый министр путей сообщения царской России и другие важные лица.
На станции был сначала всего лишь один путь из легкого типа рельс. Поезда водили паровозы ОВ , вес поездов был 30 000 пудов (500 тонн). Стрелки переводились вручную, способ движения поездов жезловой со скоростью 20 км/час. Через станцию проходило от 6 до 10 поездов в сутки.
На станции не было основного населения, но после сдачи железной дороги в эксплуатацию, сюда стали приезжать жители окрестных сел и деревень. Самый первый житель был Синицын И.В. - «Вихторович». Он был торговцем мелкой лавочки. Во время строительства дороги он продавал товары: соль, хлеб, спички и др.
Садык К.И. Прожил на Ергаче всего три года, а жена его Наталья Семеновна уехала из Ергача к дочери в Москву после Великой Отечественной войны в 1947 году. В доме Садык К.И. По улице Матросова, 24 сейчас живет Анохина О.В.
Начальником станции был Алакин Максим Васильевич, дежурным — Глинин. Стрелочники: Трясцын, Блинов, Баранов, Шмаков. Охраны тогда на станции не было, а жил лишь один жандарм для порядка.
В 1917 году стали появляться белые банды, но на станции они ничего сделали, так как в то время не было партийной организации.
В 1919 году на станцию прибыл Блюхер В.К. Со своей многочисленной дивизией и пробыла его дивизия на станции 3 дня. Шмаков А.И. Носил Блюхеру В.К. Почту. В ноябре 1919 года на станции образовалась партийная организация. В нее входили Ширинкин, Шмаков, Блинов, Мельников, Баранов, Самарин, Тренин, Коротаев, Шихмин, Трясцын, Алакин. Трясцын был председателем парторганизации.
В 1927 году паровозы ОВ были заменены серией паровозов Э, вес поездов увеличен до 1 200 тонн. В 1936 году паровозы серии Э были заменены паровозами серии ФД, вес поездов увеличился до 1 800 тонн. В 1936 году был введен график движения поездов. Через станцию стало проходить до 30 поездов в сутки.
В 1953 году после реконструкции путей движение поездов составляло до 40 поездов в сутки со скоротью 60 км/час.
В 1954 году началось строительство вторых путей участка Пермь-Кунгур. В 1956 году закончили строительство вторых путей. Через станцию Ергач стало проходить до 80 поездов в сутки.
В 1959 году проходило строительство автоблокировки и стрелочной централизации. Поезда пошли по сигналам автоблокировки до 160-170 поездов в сутки.
В 1962 году проводилось строительство электрической тяги, после завершения которой, поезда стали водить электровозы. Вес поездов увеличился до 3 600 тонн. Скорость грузовых поездов до 80 км/час, пассажирских — до 100 км/час. До постройки автоблокировки и стрелочной централизации на станции Ергач работало 32 человека.
Всеми стрелками по приготовлению поездов управляет дежурный по станции с пульта управления, а также открывает входные и выходные светофоры.
В 1990-91гг проходило 290 составов в сутки.
В 1994 году проходило 150-160 составов в сутки.
В 2000 году проходило ? составов в сутки.
В 1994 году на станции Ергач велись погрузо-разгрузочные работы. Обслуживались совхоз «Кыласовский», агроассоциация «Труд», совхоз «Кунгурский», филиал «Пермроссемена» и другие организации.
На станции работают службы:
? дистанция энергоснабжения, работает в ней 6 человек, старший — Харитонов С.Я. (теперь Корюхин Ю.А.);
? дистанция сигнализации и связи, обслуживает устройства, которые обеспечивают движение поездов, работает 5 человек, старший — Летов;
? дистанция пути, занимаются текущим содержанием и ремонтом путей. Старший — Посохин В.В. (теперь — Трубников Сергей Владимирович). Работает 50 человек.
? Отдел перевозок, старший — Голузин М.Ф. (начальник станции), работает 26 человек. Отдел занимается организацией движения поездов, подачей и уборкой вагонов под погрузку и выгрузку.
Ветераны труда: Макаренко А.Т., Макаренко Н.В., Колмакова Н.А., Распономарева Г.Я., Власов Николай Иванович, Шмакова Нина Георгиевна, Ширяева Е.И., Новикова Татьяна Тимофеевна, Сухорослова Нина Александровна.
Власов Николай Иванович начал работать в 1948 году простым рабочим, долгое время работал начальником станции Ергач.
Начальником станции были:
- Иванов Митрофан Иванович 1943-1949гг;
? Посохин Александр Дмитриевич 1949-1952гг;
? Власов Николай Иванович 1961-1971гг;
? Ложкин Алексей Васильевич 1971-1972гг;
? Панчук Александр Иванович 1972-1973гг;
? Власов Николай Иванович 1973-1984гг;
? Михина Вера Васильевна 1986-1989гг;
? Галузин Михаил Федорович с 1989 по настоящее время.
(Данные взяты из книги Литовченко Г.А. «Пермские железные дороги»).
Дежурными были:
? Шмаков Петр Романович
? Кузнецов
? Колмакова Н.А.
? Сухорослов Флегонт
? Корюхина Г.В.
? Петрова Р.
На железнодорожной станции Ергач работает третье поколение Барановых. Одним из первых стрелочников на станции стал работать Баранов Т., позже работали его дети Александр Тимофеевич (погиб на фронте в ВОВ), Татьяна Тимофеевна, Клавдия Тимофеевна. Сейчас на тяговой подстанции работает внук Тимофея — Александр.

Воспоминания стрелочницы ст.Ергач Сухорословой Н.А.

Нина Александровна поступила на железную дорогу в 1954 году учеником стрелочника (тогда стрелки переводились вручную).
Стрелки, колонки, светофор — все освещалось керосиновыми лампами, которые заправлялись на стрелочных постах. На станции постов было три. Фонари на колонку и светофоры носили и вешали стрелочники, они же и караулили подход поезда и звонили дежурному, чтобы он мог встретить и обменяться жезлами. Была жезловая система. Была однопутка. Если стрелочник прокараулит подход, то поезд останавливался. Стрелочниками в то время работали Пашков Иван Андреевич, Баранов Тимофей, Власова Мария и др. за каждым из них был закреплен стрелочный перевод, который он обязан был содержать в чистоте от снега и грязи. Когда был на смене, должен был смазывать, а зимой прометать все стрелочные переводы. Пути от снега очищались вручную. Была организована снегоборьба, на которую приглашали местное население. Позже появились снегоуборочные машины.
Маневры делались маневровым паровозом, который снабжался углем, заправлялся в Кунгуре. Зольщицы убирали золу после паровоза.
Станционный рабочий был один, он топил печи на вокзале, у начальника в товарной конторе, а позже даже и пост ДПС, кипятил воду для пассажиров.
В 1961-1962гг было уже два пути, и они были электрифицированы. Пошли электропоезда. Паровозы и профессия стрелочника ушли в прошлое. Введена поездная радиосвязь.
Нина Александровна после сокращения на дороге всех стрелочников стала работать в товарной конторе весовщиком до выхода на пенсию в 1986 году.
На станцию в те годы приходило еще много грузов для колхозов и совхозов — это удобрения, сельхозтехника, каменный уголь и др.
Сейчас погрузки стало очень мало. Предоплаты нет — нет и вагонов.
За свой труд Нина Александровна награждена орденами и медалями.

Воспоминания Новиковой Татьяна Тимофеевны -
весовщика, рабочей товарной конторы.

Татьяна Тимофеевна пришла на работу в товарную контору в 1957 году весовщиком. В ее обязанности входила проверка вагонов после погрузки и выгрузки. А грузили в Ергаче в то время очень много вагонов, порой 120-130 штук.
Очень много грузил вагонов Ергачинский гипсовый завод: камень, алебастр, медицинский гипс, гипсоблоки. Нужно было подняться на каждый вагон, проверить равномерную погрузку, на каждый нагруженный вагон навесить бирочку с адресом получателя.
В то время осенью очень много продукции отгружал засолочный пункт: бочки с огурцами, помидорами, капустой, мешки с картофелем, луком. Это тоже все пломбировалось и проверялось. Приходилось перекатывать бочки по вагону, чтобы они стояли равномерно в нем.
В те годы много шло зерна с целины, по 50 вагонов стояли на станции в ожидании выгрузки. Надо было следить, чтоб не были сорваны пломбы, а груз был целым.
На Калининскую перевалочную базу поступали продукты: сахар, мука и др. все это надо было выгрузить.
С калининского быткомбината поступали для отправки ящики с обувью, перчатками. Приходил багаж для населения по почте: стиральные машины, холодильники. Выгружали его не на станции, а работали по одному.
Вся эта погрузка и выгрузка была вручную, все это приходилось делать через силу. Работали по 12 часов в сутки на холоде, в жару. Летом работали часто без выходных. Так только в последние годы стали применять приемосдатчики груза и багажа. В товарной конторе Татьяна Тимофеевна проработала 29 лет.
За свой труд она получала премии от руководства, была ударником Коммунистического труда и награждена медалью «Ветеран труда».

Воспоминания Ширяевой Евгении Ивановны-
ДСП ст. Ергач

Начала работать на железной дороге в 1952 году стрелочником. В это время действовала жезловая система, однопутный участок.
В 1956-1957гг закончили строительство вторых путей. А Евгения Ивановна в те же годы закончила Свердловскую дорожно-техническую школу (дежурный по станции).
На двухпутном участке действовал телефонный способ общения между дежурными станций.
Дежурные по станции обменивались телефонограммой, и по этой телефонограмме поезд отправлялся до следующей станции на свободный перегон. Тяга была паровозная.
Перевод стрелок осуществлялся вручную. В 1961-1962ггпостроили автоблокировку, при автоблокировке перегон делится на несколько блок-участков, ввели в действие централизацию стрелок — стрелки стали переводиться с поста ЭЦ дежурным по станции и от ст. Балезино до Шали пошли электропоезда. Таким образом, пропускная способность увеличилась в несколько раз.
Евгения Ивановна проработала на железной дороге до 1986 года.

Поделитесь:

Добавить комментарий

Или войти через ...